Меню сайта

Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Мини-чат

Поиск

Форма входа

                              Чайка: комедия или трагедия

 

     Пьесы – мой любимый жанр в литературе. В пьесах представлены живые чувства и эмоции, реальные герои; в пьесах полностью окунаешься в мир героев, чувствуешь и понимаешь их. Пьеса – необыкновенное произведение, которое захватывает с первых минут и заставляет все больше погружаться в него, затаив дыхание, ожидать развязки, переживать за героев, ни на секунду не отвлекаться от него. Именно живость, непредсказуемость и в то же время реальность пьесы и привлекает меня. А мой любимый драматург – Антон Павлович Чехов.

     Впервые я познакомилась с Чеховым как с писателем: читала его рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Крыжовник», повесть «Каштанка». Эти произведения были интересны мне, а потом я решила познакомиться и с драматическим творчеством писателя.  И первая пьеса, которую я прочитала, была комедия «Чайка». Меня сначала удивило определения жанра – комедия. После первого ознакомления с пьесой было совсем не понятно, что же в ней комичного, когда речь идет о человеческой трагедии. Однако после более глубокого изучения произведения я начала осознавать, что именно хотел сказать этим Чехов, какой комизм он имел в виду.

     Изучая творчество Чехова, читая статьи о нем, я узнала, что Чехов – драматург-новатор, открывший совершенно иной философский  взгляд не только на сам жанр, пьесу, но и на всю жизнь. В пьесах Чехова мы видим обычную человеческую жизнь, ее проблемы и заботы. Кажется, и у нас то же самое происходит. Но это только на первый взгляд. Вместе с тем драматург ставит перед нами и совсем непростые проблемы, затрагивает самые тонкие струны человеческих взаимоотношений. Он показывает все реально и правдиво, не скрывая пороков и ошибок героев. Его герои – не негодяи и не злодеи. По сути, они все – хорошие люди, но со своими слабостями, своим пониманием или непониманием жизни. И читая эти произведения, непроизвольно начинаешь анализировать себя и задумываться, а не похож ли я сам на этих героев, не было ли и у меня таких ошибок.

     Более полное понимание комедии пришло ко мне после того, как я посетила постановку «Чайки» в Малом театре. Это замечательная постановка, живая и интересная,  с великолепной игрой актеров, среди которых были Ирина Муравьева в роли Аркадиной и Юрий Соломин в роли Тригорина.  Из этой постановки я поняла, прочувствовала, что «Чайка» - действительно комедия с трагичным оттенком. Я увидела, что из себя представляет каждый герой, каков он на самом деле, прониклась глубиной их взаимоотношений.

     Именно в театре, когда видишь игру актеров на сцене, когда слышишь все реплики, мельчайшие интонации, мимолетные движения, взгляды, несущие в себе определенный смысл, осознаешь всю ценность произведения. Многое из того, что было неясно при чтении, становится понятным. Я полностью погрузилась в мир, созданный Чеховым, и смогла сложить воедино, как мозаику, все мои впечатления: и после прочтения, и после просмотра, - и представить свое мнение о комедии «Чайка».

    

     «Увидите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился». Так заканчивается комедия Чехова «Чайка». Странно для комедии такое окончание. Что же этим хотел сказать Чехов? Какую мысль он хотел донести? И где же эта грань между трагизмом и комизмом человеческих судеб?

     В пьесе Чехова герои – несчастные люди, у которых не сложилась жизнь, разбились мечты и надежды. Героев уже не ждет ничего, кроме разочарований, они все глубже утопают в болоте непониманий и боли.

     Для лучшего понимания комедии я составила характеристику главных героев, попыталась разобраться, в чем заключается трагедия каждого из них, что они делали не так, что или кто причина их неудач. Для каждого героя я подобрала цитату из пьесы, которая, по моему мнению, наиболее полно выражает его суть или судьбу. Образы героев составили полную картину, отображающую главную проблему комедии, помогли найти причину такого грустного исхода.

     И вот они, главные герои комедии.

    

     «Я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно».

     Треплев Константин Гаврилович, сын некогда знаменитой актрисы Аркадиной, живет в деревне в самом расцвете сил. Но какие перспективы в деревне, чего там можно добиться? Треплев мечтает создать что-то новое и необычное, новые формы в драматургии, противопоставив себя матери и Тригорину, которые, по его мнению, мыслят слишком обыденно и приземленно. Но в итоге он понимает, что «дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».

     Треплев любил Нину Заречную, но и здесь судьба обошлась с ним неблагосклонно. Заречная, повстречав Тригорина, влюбляется в него, оставляет Треплева одного, без любви, без надежды, без мечты.

     Треплев, подобно одинокому кораблю в буре океана, несется по жизни без направления и цели. Доктор Дорн сказал ему: «Вы должны знать, для чего пишете, иначе, если пойдете по этой живописной дороге без определенной цели, то вы заблудитесь и ваш талант погубит вас». И это именно и произошло с Треплевым. Не найдя своего места в этой жизни, он видит только один выход -  застрелиться.

 

     «Но случайно пришел человек и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

     Вот он, эпиграф к жизни Нины Заречной. Молодая красивая девушка, внутри которой бушуют чувства, сердце наполнено мечтами, и главная -  стать актрисой, познать вкус славы и всеобщей любви. Казалось бы, у Нины было все: и талант, проявляющийся в дачном театре, и благосклонное отношение окружающих людей, и человек, безумно любящий ее. Но почему же все мечты Нины остаются несбыточными, почему она оказывается у разбитого корыта?

     «Я чайка» - постоянно говорит Заречная в тот памятный вечер последней встречи с Треплевым. И действительно, она, как та чайка, которую подстрелил Треплев, и как тот сюжет, описанный Тригориным. Тригорин, который как раз и погубил бедную Нину. Очаровал, сначала увлекся, затем остыл и бросил Нину, оставив в ее душе горький след. Для Тригорина это было мимолетное увлечение, забытое со временем. И когда Шамраев говорит ему о той подстреленной чайке, Тригорин отвечает: «Не помню!» А Нина… А Нина все помнит, в ней до сих пор живут эти чувства: «Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде… <…> Люблю, люблю странно, до отчаяния люблю». Но это лишь отзвуки прошлого, уже невозвратимого времени. И с этим временем ушла и молодость Нины, ее светлые мечтания и грезы. Она с болью и грустью вспоминает: «Хорошо было прежде, Костя! Помните? Какая ясная, теплая, радостная, чистая жизнь, какие чувства, похожие на нежные, изящные цветы…» А что теперь? А теперь «рано утром ехать в Елец в третьем классе… с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями».

 

     «Человек, который хотел».

     Петр Николаевич Сорин, брат Аркадиной, действительный статский советник в отставке, доживающий свой век в деревне. Жизнь его сложилась совсем не так, как он представлял: «В молодости я хотел сделаться литератором – и не сделался; хотел красиво говорить -  и говорил отвратительно; хотел жениться – и не женился; хотел всегда жить в городе – и вот кончаю свою жизнь в деревне, и все». Сорин понимает, что жизнь его, по сути, кончена, не ждет его больше ничего, но «жить хочется». Он очень привязан к Треплеву, своему племяннику, любит его, очень переживает за его судьбу. Сорин – добрый человек, но также не сумевший найти своего истинного призвания.

      «…Я работаю, я чувствую, я постоянно в суете…»

     Ирина Николаевна Аркадина, известная актриса, все еще молодая и энергичная, по крайней мере, ей так кажется. Она привыкла к свету и блеску, вокруг нее все должно кипеть, ею все должны восхищаться и любить ее.

     Главная трагедия Аркадиной в том, что она не может понять, что карьера окончена, слава потухла, ее время ушло. Она живет в своем мире, где нет места простоте и душевности. Она не может найти общий язык с сыном, не может признать его, помочь ему в непростое время. Безусловно, она любит сына, но материнские, семейные чувства уступают место общественному чувству. Театр заполнил всю жизнь Аркадиной, она уже не живет, а играет свою роль в жизни.

 

     «Но после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

     Беллетрист Тригорин, известный и популярный писатель, «последняя страница» жизни Аркадиной. Он всеобщий любимец, успешен и талантлив, постоянно в творчестве, но по сути посредственный и заурядный человек. Он повсюду следует за Аркадиной, подчиняется ей. Он приобрел славу и пользуется ей, однако не может придумать что-то свежее и действительно стоящее. Его жизнь скучна, и даже любовь Нины Заречной не может разбудить его душу. Был какой-то мимолетный порыв, который тут же погас, и Тригорин снова в своем прежнем русле. Да, он известен, но на нем навсегда останется этот ярлык: «Да, мило, талантливо, но далеко до Толстого».

 

     «Выражать недовольство жизнью в шестьдесят два года, согласитесь, - это не великодушно».

     Так говорит доктор Дорн, «сытый человек», как называет его Сорин. Действительно, Дорн прожил свою жизнь разнообразно, побывал за границей, получил авторитет хорошего врача, всегда нравился женщинам, да и сейчас в него влюблена жена управляющего Шамраева. Дорн, как и все врачи, циник, любит пофилософствовать. Его душа достаточно зачерствела, жизнь его утомила, он достаточно скептически ко всему относится. Однако он сумел сохранить в душе ту толику влечения к прекрасному, к красоте, которая помогает человеку отличать истинное искусство от подделки. Дорн единственный разглядел талант Треплева, оценил его пьесу, постарался подбодрить его: «Не знаю, быть может, я ничего не понимаю или сошел с ума, но пьеса мне понравилась. В ней что-то есть», «Константин Гаврилович, мне ваша пьеса чрезвычайно понравилась. Странная она какая-то, и конца я не слышал, и все-таки впечатление сильное. Вы талантливый человек, вам надо продолжать». Дорн единственный читал рассказы Треплева, когда тот стал писателем и пытался давать ему советы.

     Дорн, несмотря на всю его сухость, циничность, черствость, стоит выше и Аркадиной, и Тригорина. В этом человеке, далеком от искусства, есть чувство прекрасного, он действительно может понять человека. Ведь неспроста он постоянно говорит Сорину о бесполезности лечения: Сорин отжил свой век, ему ничего не светит в этой жизни, да и он к этому не стремится. Другое дело Треплев – в нем Дорн увидел что-то яркое и новое, выбивающееся из обыденных рамок общества. Дорн искренне хотел, чтобы Треплев состоялся в жизни и нашел свой путь. Только в нем доктор видел надежду общества.

 

     Комедия «Чайка» Чехова – это трагикомичная история о не сложившихся судьбах людей, о непонимании между героями, об их плачевных ошибках. Главная проблема героев в том, что они не слышат друг друга, не хотят понять ближнего. Они идут по жизни с широко закрытыми глазами, они не видят никого, кроме себя, не могут подавить свое собственное «Я», хоть чуть-чуть отдать себя другому. Учитель Медведенко говорит Маше: « А у моей души и вашей нет общих точек соприкосновения». Но по сути это относится и ко всем остальным героям, между которыми нет взаимопонимания и поддержки. Каждый живет отдельно в своем мире и никого к себе не подпускает.

     И почему же все-таки комедия? Закономерный вопрос. Я считаю, Чехов определил пьесы как комедию, потому что его герои сами довели себя до такого состояния, они забыли, что значит жить по-настоящему, а лишь ломают какую-то комедию, грустную и бессмысленную. Они не могут отличить настоящее от подделки, они не могут отдаться целиком этой жизни, они существуют. Комизм и одновременно трагизм героев заключается в нежелании оглянуться вокруг себя и услышать голос этого мира, открыть глаза и наконец-то жить сердцем. А пока этого не произойдет, они будут все глубже утопать в своем болоте.

     Пьесы Чехова – своеобразное зеркало, отражение нашей, нашей с вами жизни, наших ошибок, в которых мы не всегда можем признаться, но автор рассказывает нам о них, и, если действительно пропустить пьесы через себя, почувствовать их, можно не только увидеть все сложности жизненных ситуаций, но и сделать выводы для себя и постараться не повторять печальные судьбы героев.