Меню сайта

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мини-чат

Поиск

Форма входа

МБОУ Видновская средняя общеобразовательная школа №1 Ленинского района

Белоусов Геннадий, учащийся 11«А» класса

(Руководитель: Толкачёва Анна Михайловна, учитель русского языка, литературы и Духовного краеведения Подмосковья)

 

«КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ…»

Когда мы приходим в школу, то зачастую не получаем представления о красоте слов, а сразу вступаем в мир науки с ее классификационными категориями и строгими законами. И живые созвучия слов укладываются в скупые характеристики-диагнозы: это – существительное, прилагательное, одушевленное, неодушевленное… Но ведь еще В.Сухомлинский предупреждал: «До тех пор, пока ребенок не почувствовал аромата слова, не увидел его тончайших оттенков, – нельзя вообще начинать обучение грамоте».

Мы хотим помочь школьникам увидеть значимость слова, почувствовать его уникальность, распознать целительную или разрушительную силу слов. Для этого необходимо воспитать интерес к слову как к индивидуальности, имеющей свою биографию, своих родственников, друзей, врагов и т.д.

Мы живём в удивительном мире слов. Нам дана языковая среда, которая для нас не менее важна, чем воздух для всего живого. Слово – это что-то невидимое, неуловимое, как призрак, сон; но в то же время – реальность нашего земного мира и мира иного. Слово, как и Дух, - великая тайна. Через человеческое сознание оно беспрерывно воплощается в различных ипостасях, чтобы человек с его помощью познал Бога. Слово господствует над человеком более, чем другие виды информации… И прав Бунин:

«Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана…»

Каждому человеку Богом дано своё Слово, которое он должен нести всю жизнь и беречь. Оно, как дерево, вырастает в человеке на почве языка природы, родного народа и всечеловеческой культуры. Мы должны произнести своё Слово, которое не случайно, как не случайна ни одна жизнь, и оно должно быть сказано, услышано и понято.

Одно из важных слов, сопровождающих нас всю жизнь – это имя человека. Через него мы получаем силу от Бога, и оно тесно связано с нами на протяжении всей жизни и не может существовать отдельно.

«Имя – новый высший род слова…» - пишет исследователь слова и имени священник о.Павел Флоренский. И является таковым оно потому, так как имеет особую «энергетику» и оказывает огромное влияние не только на характер человека, но и на исторические, социальные и культурные процессы, происходящие в мире.

Учение об именах имеет глубокие корни в русской религиозно-философской традиции и было основано и развивалось усилиями корифеев русской мысли: о. Павлом Флоренским, А.Ф. Лосевым… Например, Ф.М. Достоевский подбирал имена героям своих произведений, следуя глубоко укоренившейся русской традиции, когда, благодаря употреблению преимущественно греческих имён при крещении, их объяснение привыкли искать в православных календарях. Имена его героев наполнены символизмом и имеют глубочайший смысл. Неслучайно писатель назвал жену Мармеладова в произведении «Преступление и наказание» Катериной Ивановной. «Катерина» в переводе с греческого означает «всегда чистая». Действительно, Катерина Ивановна гордится своим образованием, воспитанием, своей «чистотой». Так в одной из сцен романа автор раскрывает смысл её имени: «Она справедливости ищет… Она чистая». Именно человек – единственный, имеющий из всех живых существ настоящее имя, способен стать личностью. И чем выше в духовном плане эта личность, тем выше и значительнее её сакральное имя.

Также известно, какое большое значение имени придает Церковь. Вся ее служба проникнута именными обращениями-формулами: "имени Твоего ради", "по имени и житие" (о святых), упоминание имен в молитвах, "во здравие" и т.п. "Имя оценивается церковью, а за нею и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой - как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование сделавший прозрачным так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени". Только усвоив церковное и общечеловеческое понимание имен как формообразующих сил, можно понять учение о покровительстве святых и подражании им.

Флоренский пишет, что человечество располагает всего несколькими сотнями имён. Получить имя – быть приобщённым к высшим силам! Имена бывают различные: добротные, надёжные, а есть рискованные, которыми следует с осторожностью нарекать человека; есть древние, а есть молодые, еще не прогретые теплом человеческих душ, хотя и с большими возможностями.

Когда с человеком происходят глубокие психические расстройства, вместе с потерей самосознания человек теряет внутреннюю связь со своим именем; иногда до такой степени, что забывает, кто он и какое у него имя. Напоминание же ему его имени помогает ему восстановить самосознание, память, выйти из пропасти забвения. "Восстанавливается личность с именем". Примеров тому много. Не зря же влюбленные так жаждут все вновь и вновь слышать свое имя из любимых уст и сами щедры на упоминание имени любимого, взывая к нему его именем, как заклинанием!

Итак, во-первых, следует уважать имя; знать, что это великая ценность и сила; что имя – это очень серьезно. Во-вторых, постараться получше распознать, понять и оправдать своё имя. Оправдать его высшее предназначение и зов.

Учёные утверждают: язык – сложнейший живой организм. И он может быть отравлен, как и всё живое, и, прежде всего, матом. Матерная ругань – наиболее грубая разновидность сквернословия – употребления в речи неприличных слов и выражений. Сам по себе, вне языка, мат ничего не значит, он лишь паразитирует на языке, который отлично обходится и без него. В классической литературе, такой как «Война и мир», «Тихий Дон», есть всё, но нет его – мата.

Корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Скверные слова были заключены в заклинания, обращённые к языческим божествам, а в языческое время, как известно, был распространён культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, мат является языком общения с демонами, который наши предки использовали, призывая их себе на помощь.

С матерщиной (как и с язычеством) боролись с начала христианизации. И вполне успешно. Ошибочным суждением является то, что мат – это славянская традиция. Сквернословие на Руси до середины ХIX века не употреблялось даже в деревне и было уголовно наказуемо, а во времена царя Алексея Михайловича по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Затем пришли иные времена, и грубая брань зазвучала на улицах и превратилась в основу языка рабочих и мастеровых. Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, его неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъёма ( радости или гнева).

Не только религия, но и учёные доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и его окружение. В ХХ веке японский учёный Масару Эмото убедился, что вода не только воспринимает информацию, но и может меняться под воздействием слова! С помощью новейшего оборудования он мог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках. Одни слова, которые излучали любовь и благодать, говорили над первой пробиркой, другие – которые излучали негатив и злобу – над второй пробиркой. То, что учёный разглядел на молекулярном уровне его поразило. Вода из первой пробирки не образует формы, а которую говорили благодатные слова имеет красивые и чёткие кристаллы. Что же тогда сквернословие делает с человеком!? Ведь мы на 80% состоим из воды!

«Матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать и, наконец, «третья мать» - Мать-Земля», - говорится в поучении против сквернословия, приписываемому Иоанну Златоусту. Дорога в преисподнюю стелется матом. Мёртвенность идёт от мата, который умертвляет окружающее. Бранные слова изменяют сознание человека и даже его генетику, тем самым укорачивая жизнь и притягивая болезни. Дети, вырастающие в такой обстановке, развиваются ущербными психически и физически и, вырастая, становятся невменяемыми в своей агрессивности. Но самое страшное, что сквернословие разрушает личность и порождает безымянность. Имя связано с высшими силами, а безымянность разрушает эти сети и обрекает всё на погибель.

И всё же заслоны и средства есть и против этой стихии – это свет культуры и веры. Мат не услышишь в библиотеке, театре, и конечно в Церкви.

Итак, мы поняли, что слово обладает творческой энергией. Человек произносит слово, - и идут в смертный бой войска; говорит другое – и друг протягивает тебе руку; волнуясь, выговаривает третье – и расцветает любовь; ребёнок впервые лепечет его -  и мать наполняется счастьем! И всё это творит сила, красота и правда Слова. И становится все понятно, как нужно относиться к слову. Отсюда и появилась естественная необходимость в экологии слова. Под экологией слова можно понимать и сохранение словесного богатства родного языка, его чистоты и здоровья, и понятие о творящей силе, духовном значении слова, о его глубокой связи с личностью, судьбой народа и Богом.

Литература:

«Имена». Священник о.Павел Флоренский.1993г.    «Экология слова». Л.И. Скворцов.2009г.

«Погружение во тьму». О. Волков.                 «С думой о России».В.Миловатский.2010г.

www.skvernoslovie.narod.ru

www.kladina.narod.ru.

www.proza.ru.