Меню сайта

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мини-чат

Поиск

Форма входа

              Семинар для заместителей директора по УВР

      «Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий 

          эффективности деятельности общеобразовательной школы»

14 февраля 2008 года

                                                                Заместитель директора по ИКТ Мордвинова ГЮ

 

      Здравствуйте, уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию материал из опыта работы нашей школы по реализации программы развития.

1

Приоритетным

направлением в программе развития школы, утвержденной в 2004 году,  является

создание профильной школы.

     Наша школа со смешанным контингентом уч-ся, где учатся одаренные дети, а также те, кто нуждается в коррекционно-развивающем обучении, поэтому

целью работы является развитие индивидуальности личности каждого ребенка

через создание благоприятных условий для обучения детей в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями.

2

Поэтому педагогический коллектив поставил перед собой цели

  • выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном развитии общества;
  • создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ребенка и для максимального раскрытия творческого потенциала учителя.

3

Для решения этой проблемы выдвигались следующие задачи:

-         повысить персональную ответственность каждого учителя за результаты своего педагогического труда на основе результативной организации активной деятельности уч-ся; 

-         обеспечить целенаправленную методическую учебу педагогических кадров;

-         осуществлять активное участие педагогического коллектива и медицинского работника в реализации программы «Здоровье школьников»

4

Первые

две задачи, на наш взгляд, достаточно актуальны.

      Социальная трансформация современного российского общества принципиально связана с динамикой системы образования. Понятно, что учитель – главная фигура, от которой зависят изменения в ней. К личности и уровню профессионального педагога, который работает в 21 веке, предъявляются высокие требования. Он должен быть готов гибко, творчески реагировать на быстро изменяющиеся социально-экономические условия, влияющие на характер педагогической деятельности, стремиться к непрерывному образованию и самообразованию и быть, прежде всего, ориентированным на развитие личности растущего ребенка.

 

В  связи с этим мы определили единую методическую тему нашей школы в течение 5 лет (2004-2009 год)  -

 «Внедрение развивающих технологий в учебный процесс».

     Тема эта выбрана не случайно.   Проблема развития ученика является фундаментальной. В трудах психологов    ЛС Выготского, ПЯ Гальперина, СЛ Рубинштейна и других было убедительно доказано, что

обучение ведет за собой развитие. Это породило новую психолого-педагогическую проблемукаким должно быть обучение, чтобы давать наибольший развивающий эффект?

 

5

На основании выше сказанного и личного педагогического опыта можно выявить противоречия,

требующие своего разрешения:

·        стремительное распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны,

и недостаточным владением ими педагогами, с другой;

·        несоответствие между необходимостью повышения уровня качества образования

и неполным обеспечением условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности 

·        несоответствие между высокими энергозатратами творчески работающих учителей

и не всегда высокими результатами

6

Объект исследования

учебно-воспитательный процесс, участники образовательного процесса.

 

Предмет исследованияорганизация взаимодействия педагога и учащихся, направленное на развитие творческих и интеллектуальных способностей личности, ведущее за собой  повышение качества образования.

 

Цель – теоретическая разработка, систематизация и опробация взаимодействия в образовательном процессе.             (ЛКМ)

7

Гипотеза.

Ввзаимодействие учащихся и педагога будет эффективным,

 

если осуществляется целенаправленное использование эффективных образовательных технологий;

созданы условия для использования инновационных технологий.

8

Были поставлены задачи

перед методическими объединениями школы:

  1. Изучение педагогическим коллективом арсенала образовательных технологий.

Обновление образования сегодня требует от педагогов

знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения, знания интерактивных форм и методов обучения;

умения анализировать и оценивать эффективность применяемых педагогических технологий.

  1. Систематизация методов, средств и приемов организации взаимодействия учащихся и педагогов, направленное на повышение мотивации обучающихся, практическую направленность занятий, а следовательно, на повышение качества обучения. 
  2. Создание условий для целенаправленного  использования современных технологий.
  3. Апробация разработанных методов в практике образовательного процесса. 

9

Исходя из поставленных

задач был разработан и утвержден

план мероприятий по их реализации. А именно:

В рамках самообразования.

Изучение теоретической литературы по теме «Развивающие технологии в учебном процессе».

10

 

Известно, что классификацию

(гиперссылка - теоретической литературы

 

технологий обучения можно осуществить по разным признакам и в настоящее время нет общепризнанной классификации, однако более полной считается классификация Селевко Германа Константиновича. На этой классификации мы и основывались, выбрав те технологии, которые дают развивающий эффект.

 

(кнопка) – возврат на слайд №10

(11 – гиперссылка)

Кроме этого была разработана система педагогических советов по данному направлению. Почти все педсоветы проходили в форме школьного семинара, то есть учителя давали открытые уроки для своих коллег, а потом происходило обсуждение за круглым столом.

(2004 год – Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

2005 год – Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

2006 год – Взаимосвязь и совместная деятельность начальной и средней школы

2007 год – Технологии воспитания и обучения детей с проблемами

2007 год – Внедрение развивающих технологий в учебный процесс)

 

И конечно, же система повышения квалификации через

 - посещение курсов в Академии Последипломного Образования;

 - участие в работе районных семинаров в ОУ района;

 - взаимопосещение уроков в рамках работы ШМО согласно плану ШМО

 - заседания ШМО по обобщению педагогического опыта

         Таким образом, мы считаем, что необходимые условия для реализации задачи, связанной с изучением педагогическим коллективом арсенала образовательных технологий, создаются как на школьном, так на районном уровне.  

 

Мы видим, что основной ступенью профессионального развития педагога

Кнопка –переход на слайд №12

 

 

10

    является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике,

благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. 

12

В школе начата работа по обобщению педагогического опыта учителей, то есть создание индивидуальных папок, отражающих многообразие применяемых технологий конкретным учителем, содержащих его наработки, педагогические находки, планы-конспекты уроков. Эти папки представлены на выставке. У вас будет возможность с ними ознакомиться.

!

Все это позволило создать банк развивающих технологий, применяемых нашими учителями.

Мы выяснили, что наиболее эффективно в нашей школе используются следующие технологии:

13

Из блока Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся:

игровые технологии

технологии проблемного обучения

технологии проектного обучения

14

Освоение проблемно-поисковых методов  - это значимые вехи на пути организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

Здесь задача учителя – создать условия для инициативы учащихся. (гиперссылка)

 

15

Учитель выступает здесь

в нескольких основных ролях. В роли

информатора-эксперта учитель излагает текстовой материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.

В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т д)

 В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т д)

(Кнопка) (Вернуться на слайд №15)

16 (гиперссылка)

 

Итак, наиболее востребованными оказались интерактивные технологии:

развитие критического мышления через чтение и письмо

технологии дискуссий

 треннинговые технологии

 

    Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия. Поэтому практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но следует также помнить, что превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за конкретной задачи урока и, что немаловажно, больших временных затрат как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

15